Автокраны
АТК-1 "Январец"
АКЭ
АК-3
К-31
АК-3Г
АК-32
К-32
ЛАЗ-690
АК-5Г
К-2,5-1Э
КТС-3
АДК-3 "Блейхерт"
К-46
АК-75

Автокран АК-5Г (АК-5)

Годы выпуска: 1953-1958 гг.

Грузоподъёмность - 5 т.

База автомобиля: ЗИС-150, ЗИЛ-164.

Завод - Балашихинский, (АК-5 - Вологодский)

Основное назначение - строительство.

Привод механизмов - механический.

Легендарный автокрановый завод в Балашихе

Я буду признателен за высылку фотографий по автокрану muha156@yandex.ru

Кран АК-5Г грузоподъёмностью 5 т оснащается крюком и грейфером ёмкостью 0,5 м³. Кран имеет одноосный прицеп грузоподъёмностью 1 т для перевозки грейфера. При оборудовании только крюком кран выпускается под маркой АК-5.

Кран предназначен для погрузки и разгрузки штучных, мелкокусковых и сыпучихматериалов. Грейфером можно отрывать лёгкие грунты.

Краны можно использовать при строительстве и монтаже 1-2-этажных жилых домов, сельских сооружений, а также для строительства небольших линейно-путевых зданий и одиночных зданий в промышленном строительстве.

Работа крана с грейфером производится в соответствии с характеристикой грузоподъёмности для грузов весом 1,8 т при вылетах крюка от 2,5 до 3,5 м, что соответствует полезной грузоподъёмности 0,8 т.

Кран АК-5 грузоподъёмностью 5 т оснащается только крюком.

Краны АК-5Г и АК-5 монтируется на автомобиле ЗИС-150 (ЗИЛ-164) и работают только на выносных опорах. Краны оснащены нормальной стрелой длиной 6,2 м, которая с помощью сменной вставки удлиняется до 9 м.

Краны АК-5Г и АК-5 имеют в основном одинаковую конструкцию, унифицированные узлы и агрегаты, за исключением грейферного оборудования.

На кране АК-5Г дополнительно устанавливается грейферная лебёдка с фрикционным механизмрм.

Грейфер состоит из двух стальных челюстей, соединённых осью. На челюстях имеется рычаг, на головке которого установлены два блока. Челюсти грейфера соединены между собой четырьмя тягами, укреплёнными на оси.

Грейфер подвешивается на поддерживающем и замыкающем канатах. Когда грейфер висит на поддерживающем канате (замыкающий канат свободен), то челюсти под действием собственного веса и веса рычага раскрыты.

Когда грейфер висит на двух канатах его челюсти закрыты.

Поддерживающий канат навивается на барабан грузовой лебёдки, а замыкающий - на барабан грейферной лебёдки.

Привод механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Торможение груза и стрелы при опускании производится работающим двигателем.

Выносные опоры крана - выдвижные, снабжены винтовыми домкратами с опорными башмаками. При установке крана на опоры винты домкратов стопорятся специальными защёлками.

На кране имеется стабилизатор, который включается при работе, вследствие чего рессоры и задний мост с колёсами подтягиваются к лонжеронам, увеличивая своим весом устойчивость крана.

Управление всеми механизмами - рычажное, производится из кабины, установленной на поворотной платформе.

На кранах возможны совмещения следующих движений: при вращении поворотной части крана влево - подъём крюка без груза, при вращении вправо - спуск крюка без груза.

Транспортирование крана производится с нормальной стрелой, грефер устанавливается при этом на специальный одноосный прицеп, соединяемый с буксирным устройством крана серьгой и цепью. При движении крана в пределах рабочей площадки со скоростью до 5 км/ч надставку можно не снимать, а стрелу опирать на поддерживающую стойку.

Кинематическая схема механизмов крана АК-5Г аналогична кинематической схеме КТС-3.

Лебёдка крана КТС-3 для подъёма и опускания телескопической колонны в кране АК-5Г служит для замыкающего каната грейфера.

При замыкании челюстей грейфера вращение от шестерни 31 распределительной коробки через цепную муфту 33, червячный вал 34, червячную шестерню 35, фикционную муфту 36 передаётся барабану 37 грейферной лебёдки.

Подъём грейфера осуществляется грузовой лебёдкой 43, на барабан которой наматывается поддерживающий канат. Вращение от вала 32 через вал 38 и червячный вал 39, червячную шестерню 40, фрикционную муфту 41 передаётся барабану 43 лебёдки.

Для открывания челюстей грейфера выключается фрикцыонная муфта 36 и бараьан 37 растормаживается.

При опускании (сбрасывании) грейфера под действием собственного веса фрикционные муфты 41 и 36 выключается и барабаны 43 и 37 грузовой и грейферной лебёдок растормаживается.

Кинематическая схема механизмов КТС-3, аналогична схеме АК-5Г
Кадры из кинофильма "Королева бензоколонки", 1962 год, предположительно, автокрана АК-5Г

Управление краном АК-5Г аналогично управлению краном АК-3ГС1