Автокраны
АТК-1 "Январец"
АКЭ
АК-3
К-31
АК-3Г
АК-32
К-32
ЛАЗ-690
АК-5Г
К-2,5-1Э
КТС-3
АДК-3 "Блейхерт"
К-46
АК-75

Автокран К-32

Годы выпуска: 1949-1956 гг.

Грузоподъёмность - 3 т

База автомобиля: ЗИЛ-150, ТАТРА-111

Область применения - погрузочно-разгрузочные и монтажно-строительные работы

Заводы - Днепропетровский, Челябинский, (АК-32 -Львовский)

Привод механизмов - механический.

Автокран К-32 на базе ЗИС-150 из кинофильма "Доброе утро", 1955 год

Отдельными заводами дополнительно выпускались стрелы длиной 9 и 13 м.

Привод всег механизмов осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Грузовой и стреловой барабаны лебёдок имеют червячную передачу. Торможение груза и стрелы при спуске производится работающим двигателем.

Скорости механизмов крана регулируют путём переключения шестерен в коробке передач автомобиля и изменения числа оборотов коленчатого вала двигателя с помощью акселератора. Такое регулирование скоростей обеспечивает плавный подъём и спуск груза, необходимый при монтажных работах.

Для работы с номинальной грузоподъёмностью кран оборудован выносными опорами, но может работать и без них. Кран может передвигаться с грузом на крюке 250 кг со скоростью 5 км/час.

В передней части крана смонтированы откидные поворотные опоры, в задней - выдвижные. Опоры снабжены винтовыми домкратами с опорными башмаками.

Для увеличения устойчивости при работе и движении аран оборудован стабилизирующим устройством, которое синхронизирует работу задних рессор. Стабилизируещее устройство включают во время работы крана, при этом рессоры сжимаются и задний мост с колёсами подтягивается к лонжеронам и своим весом увеличивает устойчивость крана.

Реверсивное устройство обслуживает все механизмы крана, поэтому совмещение операций ограничено: при вращение поворотной части крана влево можно одновременно поднимать крюк без груза, при вращении вправо - опускать крюк без груза.

Кабина машиниста - металлическая, допускает круговой обзор, в ней смонтированы механизмы управления, состоящие из педалей и рычагов. Кабина закреплена на поворотной платформе.

Поворотная платформа крана - сварная, соединена с кругом катания при помощи опорно-роликового устройства, состоящего из трёх кронштейнов с балансирами, имеющих по два конических ролика. Ролики входят в паз круга катания и катятся по опорным беговым дорожкам.

Круг катания вместе с центральной ступицей отлит из стали и приварен к неповоротной раме. В верхней части круга катания укреплён зубчатый венец.

Неповоротная рама сварная, крепится к шасси автомобиля при помощи стремянок.

Стрела крана решётчатая, сварной конструкции, ввыполнена в виде формы.

Портал крана, служащий для закрепления полиспата стрелового каната, состоит из трубчатых стоек.

При транспортировании крана стрела размещается над опорой на расстоянии не меней 50 мм и удерживается канатом стрелоподъёмной лебёдки.

Перевозка крана по железной дороге производится без разборки.

Вращение от вала двигателя автомобиля через сцепление, коробку скоростей (передач) и карданный вал 1 передаётся ведущему валу 2 коробки отбора мощности. Придвижении крана вращение от вала 2 передаётся валу 5, карданному валу 6 к заднему мосту автомобиля посредством кулачковой муфты 4. Подвижная часть муфты 4 выводится из зацепления с шестернёй 3, свободно сидящей на валу, и входит в зацепление с неподвижной частью кулачковой муфты, укреплённой на валу 5.

Кинематическая схема механизмов крана К-32

Для передачи движения механизмам, кулачковую муфту 4 вводят в зацепление с шестернёй 3, от которой вращение передаётся шестерням 7 и 8 и валу 9. От этого вала через валы 10 и 11, конические шемтерни 12, 13 и валы 14 и 15 получает вращение вал 24 и кулачковая муфта 26 реверса, сидящая на валу 24.

При включении муфты 26 с шестернями 25 или 27 изменяется направление движения, которое передаётся шестерне 28, валу 29, шестерне 30 распределительного механизма и далее шестерням 32 и 45.

От шестерни 32 через муфту 31 вращение получают валы 33, 34 и 35, червячное колесо 36 и барабан 38 грузоподъёмной лебёдки.

Для удерживания поднятого груза на червячном валу 35 грузовой лебёдки предусмотрен ленточный постоянно заикнутый неуправляемый тормоз 37.

Шестерня 45 жёстко соединена со ступицей, на торцах которой имеются внутренние зубья. Шестерня 45 может перемещаться на своём валу и занимать три положения:

1) крайнее левое положение, при котором зубья ступицышестерни 45 входят в зацепление с наружными зубьями вала 44, и вращение через карданный вал 43 передаётся червячному валу 42, червячному колесу 41 и стрелоподъёмному барабану 39.

Для удерживания стрелы в поднятом положении червячный вал 42 имеет ленточный постоянно замкнутый неуправляемый тормоз 40;

2) крайнее правое положение, при котором зубья шестерни 45 входят в зацепление с зубьями вала 46, и вращение через крестово-кулисную муфту 23 передаётся червячному валу 19 механизма поворота.

Вал 19 приводит во вращение червячное колесо 21 и через фрикционный механизм 22, вал 18 и закреплённую на нём шестерню 17.Шестерня 17 обкатывается по зубчатому венцу 16 круга катания, обеспечивая поворот крановой установки.

Для торможения крановой установки вал 19 снабжён ленточным постоянно замкнутым неуправляемым тормозом;

3) среднее (нейтральное) положение, при котором вращение шестерни 45 не передаётся лебёдке и механизму поворота.

Автокран К-32 в кадрах кинофильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965 год
Я буду очень признателен за высылку фотографий крана на muha165@yandex.ru
Модель крана К-32

Длина стрелы, м

Рабочие скорости: подъёма груза, м/мин

 

вращения поворотной части крана, об/мин

передвижения крана транспортная, км/ч

передвижения крана с грузом, км/ч

Габаритные размеры: продольная база, м

Ширина крана в рабочем положении, м

Общий вес, т

6,2

2-6,8

3,5-12

0,5-1,7

50

10

4

2,6

7,48