Автокраны
АТК-1 "Январец"
АКЭ
АК-3
К-31
АК-3Г
АК-32
К-32
ЛАЗ-690
АК-5Г
К-2,5-1Э
КТС-3
АДК-3 "Блейхерт"
К-46
АК-75

Автокран КТС-3 и его модификации

Автокран КТС-3Г в Московском музее
КТС-3 на базе ЗИС-150
КТС-3Г на базе ЗИС-150
КТС-3В на базе ЗИС-164

Кран КТС-3 грузоподъёмностью 1,2-3,5 т оснащается только крюком. Кран используется на погрузочно-разгрузочных работах, а также для подъёма материалов и монтажа сборных деталей при строительстве 1-2-этажных жилых, промышленных и сельских зданий, в том числе крупноблочных и крупнопанельных.

Кран особенно эффективен при возведении небольших линейно-путевых зданий и сооружений (будок обходчико, станций, депо и т. д.).

Кран монтируется на шасси автомобиля ЗИС-150 и ЗИЛ-164 и работает только на выносных опорах. Кран оборудован телескопической колонной и трубчатой подъёмной стрелой трёхгранного сечения, изменяющей вылет с грузом в пределах грузовой характеристики крана.

Поворотная часть 10 крана состоит из рамы с опорно-роликовым устройством 6. на раме установлены: распределительная коробка 18 с реверсом; телескопическая колонна (башня0 14, на выдвиной части которой укреплена стрела 16 с обоймой и крюком 21; лебёдка 12 с полиспатами 19 подъёма и выдвижения колонны; грузовая и стреловая лебёдки 13 с блоками стрелового полиспата 15; мехпнизм поворота и кабина машиниста.

Колонна 14 укреплена на специальном основании, соединённом с поворотной рамой. Колонна при помощи лебёдки 12 может устанавливаться в вертикальное (рабочее) и наклонное (транспортное) положение, при котором она опирается на стойку 11. Неповоротная часть крана состоит из рамы 4 с кругом катания 7 и зубчатым венцом, стабилизирующего устройства 8 и выносных опор 5 и 9.

Передача движения от двигателя автомобиля механизмам крана производится через редуктор отбора мощности и промежуточный редуктор.

Движение крана по строительной площадке осуществляется со скоростью 5 км/ч при стреле, установленной вдоль оси автомобиля по его ходу.

Кинематическая схема механизмов крана КТС-3

Вращение от вала двигателя через сцепление, коробку скоростей и карданный вал 1 передаётся ведущему валу 2 коробки отбора мощности. При движении крана вращение от вала 2 через подвижную шестерню 3, вал 4 карданный вал 5 передаётся заднему мосту.

При работе крана вращение через шестерни 3, 6 и 7, валы 8 и 9 передаётся валу 10 редуктора и далее через шестерни 11 и 12, валы 13 и 14 - валу реверса, от которогу через распределительную коробку приводятся в действие все механизмы крана.

На валу реверса свободно посажены конические шестерни 24 и 26 и на шлицах - кулачковая муфта 25. В зависимости от необходимого направления вращения конической шестерни 27 с валом 28, на котором жёстко укреплена шестерня 31, соответственно передвигают муфту 25 на соединение с шестернёй 24 или 26. При этом шестерни 24 или 26, находящиеся в постоянном зацеплении с конической шестернёй 27, соответственно приводят в нужном направлении во вращение цилиндрические шестерни 30 и 50.

При включении кулачковой муфты 29 или муфты 51 на валу шестерни 50 распредилительной коробки приводятся соответственно во вращение валы 32 или 49, или 23.

От вала 32 и 38 вращение передаётся червячному валу и находящимся с ними в зацеплении червячным колесом 40. При включении фрикционной муфты 41 начинает вращаться барабан 43 грузовой лебёдки.

От шестерни 31 через муфту 33 приводится во вращение червячный вал 34, червячное колесо 35 и, включая фрикционную муфту 36, приводится во вращение барабан лебёдки подъёма и выдвижения телескопической колонки.

В поднятом положении груз удерживается тормозом 42.

От вала 49 через промежуточный вал 48 приводится во вращение червячный вал 46, находящиееся в постоянном зацеплении с ним червячное колесо 47 и барабан стреловой лебёдки 44, поднятом положении стрела удерживается тормозом 45.

От вала 23 через муфту 22 вращение передаётся червячному валу 18 и колесу 20 и далее фрикционному механизму 21, вылу 17 и шестерне 16.

Шестерня 16 обкатывается по зубчатому венцу 15, обеспечивая поворот крановой установки.

Механизм вращения снабжён тормозом 19.

Кран перевозится по железной дороге без разборки.

На нём предусмотрена возможность установки специальных колёс для движения по железной дороге нормальной колеи в составе поезда.

Управление всеми механизмами - рычажное, сосредоточено в кабине машиниста.

На кране возможны совмещения следующих движений: при вращении поворотной части крана влево - подъём крюка без груза, при вращении вправо - спуск крюка без груза.