Автокраны
АКЭ
АТК-1 "Январец"
АК-3
К-31
АК-3Г
АК-32
К-32
ЛАЗ-690
АК-5Г
К-2,5-1Э
КТС-3
АДК-3 "Блейхерт"
К-46
K-51
K-52
К-61
K-63
АК-75
K-104
K-121
K-162

Автокран К-61

Годы выпуска: 1954-1950-е

Грузоподъёмность - 6 т

База автомобиля: МАЗ-200, МАЗ-500

Завод-изготовитель - Одесский им.Январского восстания

Область применения - погрузочно-разгрузочные и монтажно-строительные работы

Привод механизмов - механический

Я буду признателен за высылку фотографий по автокрану

www.muha165@yandex.ru

Устройство крана К-61

Автомобильный кран К-61, К-53, К-51 относятся к типу стреловых кранов с механическим приводом. Краны К-61 и К-51 смонтированы по кинематической схеме, представленной на рис. 2. Внешний конец вторичного вала коробки передач автошасси коротким карданным валом связан с левым концом нижнего вала редуктора отбора мощности. В редукторе работают цилиндрическая шестерня-каретка 3 с зубчатой полумуфтой, цилиндрические шестерни 1 и 2 и зубчатая полумуфта 4. Этот механизм работает аналогично такому же механизму кранов ЛАЗ-690, АК-32, К-32, ПАК-1М и К-3.

От верхнего вала редуктора отбора мощности крутящий момент передаётся карданным валом промежуточному редуктору, состоящему помимо картера и валов из двух конических шестерен 5 и 6. Вертикальный вал этого редуктора муфтой 7 связан с вертикальным валом механизма реверса, на котором на скользящей посадке работают конические шестерни 8 и 11 двухсторонняя кулачковая муфта 10. На горизонтальном валу закреплена коническая шестерня 9 и цилиндрическая шестерня 30.

Назначение и работа механизма реверса аналогичны крану К-32.

Зубья шестерни 30 находятся в постоянном зацеплении с зубьями цилиндрической шестерни 29, закреплённой на горизонтальном валу механизма вращения, а зубья шестерни 29 в свою очередь постоянно зацеплены с зубьями шестерни 28, укреплённой на валу лебёдки.

При включении кулачковой муфты 10 с шестерней 8 или 11 шестерни 30, 29 и 28 вместе с валами приводятся в правое или левое вращение.

При потребности вращения поворотной платформы в ту или другую сторону ведущие диски, сидящие на горизонтальном валу, вводятся в зацепление с двухконусными муфтами 13 или 15 ведомых муфт и коническая шестерня 18 (или 16) сообщает конической шестерне 17 правое или левое вращение и тогда закреплённая на вертикальном валу цилиндрическая шестерня 12, обкатываясь по зубьям венца 14, приводит во вращение поворотную платформу. Когда ведущие диски располагаются нейтрально, шестерни 16, 17, 18 и 12 находятся в состоянии покоя.

Для привода в действие стрелоподъёмного барабана 25 включают ленточный фрикцион 27 и отключают ленточный тормоз 26.

Привод в действие грузоподъёмного барабана 22 осуществляется включением ленточного фрикциона 24 и отключением ленточного тормоза 23.

Грейферный барабан 21 включается ленточным фрикционом 19 и отключением ленточного тормоза 20.

Кран К-61 оборудован прямой разборной стрелой, по месту разъёма которой может крепиться удлиняющая решётчатая вставка. На головке стрелы работают четыре блок; в нижней части стрелы расположен указатель вылета, стрела оснащена конечным выключателем минимального вылета механического действия.

Кран оборудован выносными опорами и рычажно-винтовым стабилизатором ручного привода рис. 3. Круг катания на кране К-61 однорядный шариковый. Краны К-61 первых выпусков имеют роликовый круг катания с ребордами. Краны К-61 оборудованы индивидуальным редуктором отбора мощности, промежуточным редуктором, зубчатой передачей, механизмом вращения и механизмом реверса.

Автокран оснащён зубчатой трёхбарабанной лебёдкой с ленточными фрикционными муфтами сцепления и такими же тормозами.

Для освещения рабочей зоны и механизмов на поворотной платформе краны имеют по два плафона и по одной фаре, кроме обычных автомобильных фар. Эти источники света, а также звуковой сигнал питаются током от аккумуляторной батареи автошасси. На поворотную платформу ток от батареи подаётся по токопроводу через плавкий предохранитель двухкольцевой вращающийся токоприёмник. Кольца токоприёмника смонтированы на нижнем листе поворотной платформы, а щётки - на неповоротной раме.

В кабине размещены контрольные приборы, рычаги и педали управления.

Управление краном К-61

Для включения в работу горизонтального вала механизма реверса рычаг 1 (рис. 4) переводят из среднего - нейтрального положения вверх (на себя). При потребности включения барабана лебёдки на подъём груза рычаг 3 переводят назад (на себя), а для прекращения подъёма этот рычаг переводят вперёд (от себя) и одновременно выжимают педаль 10 тормоза.

Отпускают груз, слегка отпуская педаль 10. Для спуска груза на режиме работы дизеля рычаг 1 переводят в нижнее положение, а рычаг 3 - назад (на себя). Для подъёма стрелы выжимают педаль 9 и рычаг 4 переводят назад (на себя). Для прекращения подъёма стрелы выжимают педаль 9 и рычаг 4 переводят вперёд (от себя) и одновременно отпускают педаль 9.

Чтобы увеличить вылет стрелы, оттягивают рукоятку 2 вниз и отключают собачку от храпового колеса барабана лебёдки, затем лёгким нажатием на педаль 9 отпускают стрелу до требуемого положения, а рукоятку 2 отпускают.

Для опускания стрелы на режиме работы дизеля рычаг 1 переводят в нижнее положение, предварительно отключив рукояткой 2 собачку от храпового колеса, а рычаг 4 переключают назад (на себя). Прекращают вращение установкой рычага нейтрально и выжимают педаль 7 тормоза.

При работе крана К-61 с грейфером производят следующие операции с рычагами и педалями: чтобы закрыть челюсти грейфера, рычаг 3 переключают назад (на себя) и рычагом 5 выбирают слабину поддерживающего каната; для подъёма закрытого грейфера рычаги 3 и 5 переводят назад (на себя); на время остановки закрытого грейфера рычаги 3 и 5 переводят вперёд (от себя) и отпускают педали 8 и 10.

Для предотвращения раскачивания или вращения вокруг оси поднятого грейфера на стреле монтируют успокоитель с канатным полиспастом.

При работе крана бывают случаи падения стрелы или груза, что в основном происходит по двум следующим причинам.

Во время транспортного передвижения крана для торможения водитель нажимает педаль тормоза колёс, а для растормаживания эту педаль отпускает. При управлении же крановыми механизмами, например для опускания стрелы или груза, машинист для растормаживания соответствующего барабана лебёдки должен нажимать на педаль, а для торможения педаль отпускать.

Кроме того, бывают случаи, что при крановой работе произвольно отключается рычаг механизма реверса, и кулачковая муфта выходит из зацепления с кулачками верхней и нижней шестерни. При таком самовыключении муфты в момент выключения фрикциона стрелоподъёмного, грузоподъёмного или грейферного барабанов лебёдки, во время чего тормоз соответствующего барабана находится в отключенном состоянии, падает стрела, груз или грейфер.

Для предотвращения аварии крана по указанным причинам работники СКБ Мосстрой Главмосстроя А. И. Кодкин, М. А. Гуревич и Р. Д. Меркин разработали для кранов блокировочный механизм (КГМ-1), который обеспечивает невозможность отключения тормоза стрелоподъёмного барабана при его выключенном фрикционе. Фрикцион стрелоподъёмного барабана может отключаться лишь после замыкания тормоза; после перевода рычага механизма реверса из нейтрального в одно из рабочих положений.

При выключенном фрикционе стрелоподъёмного барабана рычаг механизма реверса не может быть переведён в нейтральное положение. Фрикцион грузоподъёмного барабана может включаться лишь после установки рычага механизма реверса в одно из рабочих положений; при включённом фрикционе грузоподъёмного барабана рычаг механизма реверса не может быть переключен в нейтральное положение. Тормоз грузоподъёмного барабана несблокирован с фрикционом, а это обеспечивает возможность сбрасывания груза со стрелы при аварийном состоянии крана.

Некоторые заводы, серийно выпускающие краны К-61, этот механизм уже внедрили в производство. Госгортехнадзор РСФСР обязал стройки, предприятия и другие организации, являющиеся владельцами кранов, оборудовать их подобным блокировочным механизмом, который может быть изготовлен на месте в механических мастерских. Техническая документация на блокировочный механизм КГМ-1 разработана СКБ Мосстрой.